Назначение и возможные неисправности
Назначение станины кроется уже в ее основательном названии. Фактически это основа станка, обеспечивающая объединение всех узлов и гарантирующая их взаимодействие по заложенному алгоритму. Представляет она собой массивное чугунное основание, обеспечивающее устойчивое взаимное положение узлов станка. В верхней части рабочей зоны расположены параллельные направляющие, по которым скользит каретка суппорта. На фронтальной части станины расположены вал и ходовой винт 16К20, передающие вращательные движения фартуку от коробки подач.
Таким образом, станина принимает непосредственное функциональное участие в работе токарно-винторезного станка, но самое главное фактически отвечает за его точность обработки. На последней отражается:
-
качество поверхностей направляющих – неровности и выработка поверхностей ведет к отклонениям резца;
-
проблемы с фартуком и перемещением суппорта влекут за собой критический износ ходового винта, гайки 16К20.
В процессе интенсивной эксплуатации
токарного станка все элементы его узлов, включая высокопрочные направляющие, подлежат износу. На последних появляются задиры, следы выработки, нарушается геометрия, что естественным образом ухудшает работу станка. Получить былую точность, гарантируемую производителем, уже не получается.
Для восстановления параметров станка при значительном износе направляющих станина требует капитального ремонта. И если заменить ходовой винт 16К20 с маточной гайкой сможет опытный слесарь, знакомый с устройством станка. То восстановление геометрии направляющих следует доверять специалистам, имеющим опыт аналогичной работы.
Существует несколько способов восстановления направляющих, наиболее распространенными из которых считаются такие, как: шабрение, шлифование и финишное строгание. В свою очередь из этих трех шлифование или шлифовка считается наиболее универсальным, а учитывая, что направляющие отличаются высокой прочностью, это, пожалуй, единственный доступный способ.
При проведении капитального ремонта станины токарно-винторезного станка популярной марки обязательной замене подлежат ходовая винтовая пара и вал ходовой 16К20. Разумеется, капитальный ремонт станины лучше проводить в заводских условиях на профессиональном оборудовании.