Общее назначение узла
Каретка – важный узел универсального токарно-винторезного станка. Обеспечивая перемещение суппорта с режущим инструментом в пространстве по двум координатам в горизонтальной плоскости, она фактически управляет резцом. За автоматическое перемещение вдоль оси вращения шпинделя отвечает ходовой винт с валом. Получая вращательное движение от коробки подач, они передают его фартуку, а тот в свою очередь превращает его в поступательное движение самой каретки вдоль оси станка, а также движение поперечной подачи 16К20.
Рабочие перемещения каретки и суппорта с резцедержателем в ручном режиме обеспечены механизмом фартука. Поперечная подача токарного станка 16К20 в ручном режиме обеспечивается вращением рукоятью винтовой пары вручную.
Таким образом, нижние салазки каретки удерживают ее на направляющих станины, обеспечивая продольное перемещение суппорта вдоль оси вращения заготовки. По направляющим, расположенным в верхней части «ласточкин хвост» перемещается поперечный суппорт 16К20 с резцедержателем. Основное назначение последнего – перемещение резца перпендикулярно оси вращения заготовки.
Вполне очевидно, что от продольного и поперечного перемещения, точнее от их точности зависит самая главная характеристика точность металлообработки. Поэтому износ каретки пагубным образом отражается на параметрах станка, исключая возможность получения требуемого качества деталей.
Каретка для станка 16К20 и ее ремонт
Серийный выпуск популярной модели металлообрабатывающего станка прекращен более трех десятилетий назад, но отечественный станочный парк продолжает эксплуатацию станков. Главной причиной износа каретки станка 16К20 считается время и силы трения, присутствующие везде, где взаимодействуют металлы. Однако деструктивные процессы могут быть ускорены:
-
отсутствием должного ухода за станком;
-
загрязненной атмосферой производственных помещений;
-
коррозией металла, вызванной высокой влажностью.
Даже неквалифицированный ремонт может послужить причиной дальнейших неприятностей и привести к более тяжелым последствиям. Ремонт каретки 16К20, как правило, требует:
-
восстановления изношенных взаимодействующих поверхностей;
-
замены винтовой пары;
-
замены подшипников.
В первом случае требуется специальное шлифовальное оборудование, высокие навыки персонала, задействованного в ремонте. Поэтому восстанавливать такой ответственный узел как каретка целесообразнее в заводских условиях.