Устройство и причины неисправностей
Важный узел токарно-винторезного, да и большинства других металлорежущих станков – коробка подач призвана согласовывать движения шпинделя и суппорта в автоматическом режиме. Фактически она управляет скоростью перемещения режущего инструмента и оптимизирует работу станка. Коробка подач обеспечивает перемещение суппорта согласно четырех кинематических цепей, обеспечивая:
-
винторезную;
-
продольную и поперечную подачу;
-
быстрое перемещение.
Физически механизм коробки подач
токарного станка 16К20 представлен набором: валов, валов-шестерен, зубчатых колес, муфт, подшипников, иных деталей. Все они находятся в сложном взаимодействии, формируя заданный алгоритм работы универсального станка в автоматическом режиме.
Со временем напряженные режимы работы и силы трения приводят к неизбежному износу, истираются трущиеся поверхности, разбиваются подшипники. Увеличивающиеся зазоры и появление люфтов приводит к ускорению деструктивных процессов, как результат ремонт неизбежен. Ускоряют приближение ремонта и ряд иных факторов объективного и субъективного характера, в частности:
-
так называемая поверхностная усталость металла, ослабляющая прочностные характеристики шестерен, валов и т.д.;
-
дефицит смазочных материалов, усугубляющий действие сил трения и ускоряющий износ комплектующих;
-
пресловутый человеческий фактор, выражающийся в отсутствии должного ухода за станком (игнорирование ТО).
Ремонт коробки подач 16К20 – сложная процедура, проводимая в несколько этапов. Его выполнение следует доверять специалистам, имеющим опыт выполнения таких работ, который требуется уже при дефектовке деталей. Связано это с тем, что при использовании новых запчастей в паре с деталями, имеющими частичный износ, качественного ремонта не получится и ресурс такого узла крайне ограничен.
Наиболее эффективным можно считать капитальный ремонт коробки подач станка 16К20, в ходе которого производится одновременная замена всех комплектующих. В случае необходимости производится реставрация корпуса, например восстановление посадочных мест подшипников. Разумеется, наиболее
качественный ремонт возможен в заводских условиях. Современное технологическое оборудование, а главное профессионализм ремонтных бригад позволят провести восстановление узла на должном уровне.