Принцип действия и типовые неисправности
Фартук токарно-винторезного станка, в том числе и тяжелого, закреплен с фронтальной стороны нижней части каретки. Назначением узла считается преобразование вращательного момента ходового винта и вала в поступательные движения суппорта. Сформированные коробкой подач и передаваемые фартуку, синхронные с вращением заготовки обороты винта и вала обеспечивают:
-
продольное движение подачи посредством вращения ходового винта;
-
поперечную подачу – вращением ходового вала.
Этот алгоритм работы фартука токарного станка 1М65 (ДИП 500) и его старшего аналога доступен в автоматическом режиме, управление в ручном режиме производится иначе. Продольное перемещение каретки с суппортом гарантировано вращением штурвала на лицевой стороне узла. Поперечную подачу режущего инструмента обеспечивает винтовая пара нижней части
суппорта.
Механизм фартука станка ДИП 500 (1М65) представлен компактно расположенным набором валов, шестерен, муфт, обеспечивающим его функционирование. В процессе эксплуатации они подлежат износу, особенно интенсивным в случае проблем в системе смазки фартука. К примеру, поломка масляного насоса ведет к фатальным неисправностям всего фартука.
К типичным неисправностям этого узла, с которыми чаще всего сталкиваются ремонтники нашего завода, следует отнести:
-
«болезнь» всех станков этого типа – вал по рейке;
-
джойстик управления муфтами, переключающими поперечные/продольные подачи;
-
сами эти электрические муфты;
-
разъемную маточную гайку;
-
втулки, удерживающие ходовой винт.
Иногда ремонт фартука 1М65 (ДИП 500) может коснуться
обгонной муфты, механизма блокировки и других частей узла. При неисправности масляного насоса, возникающие при этом поломки, как правило, требуют капитального ремонта. В его процессе меняются абсолютно все детали узла, включая подшипники с возможным восстановлением посадочных мест.
Разумеется, профессиональное восстановление фартука станка 1М65 или его аналогов, включая капремонт возможно только в заводских условиях. Квалифицированный подход необходим на всех этапах проведения ремонтных работ, начиная от процесса дефектовки и заканчивая финишной сборкой узла. Пропущенные на первом этапе неисправности в состоянии свести на нет результаты ремонта. Даже применение высококачественных комплектующих вместе с уже изношенными деталями потребует скорого ремонта.