Задняя бабка в сборе для станка 16К20 16Б20П.030.001
Задняя бабка
токарно-винторезного станка 16К20 – важный и ответственный узел, призванный фиксировать заготовку, со стороны, противоположной патрону шпинделя. Разумеется, от ее соосности и устойчивости на направляющих станины зависит не только точность обработки деталей, но и безопасность оператора. Кроме того задняя бабка позволяет фиксировать режущий инструмент, например, используемый при операциях сверления или нарезания резьб.
В любом из режимов этому функциональному узлу металлорежущего станка приходится работать в напряженном режиме, испытывать высокие механические нагрузки. Вполне естественно, что токарный станок 16К20, задняя бабка которого имеет признаки износа, дальнейшей эксплуатации не подлежит, его следует ремонтировать.
Основными конструктивными элементами задней бабки популярного токарного станка 16К20 принято считать:
-
пиноль, снабженную на конце конусным отверстием (конус Морзе), предназначенным для удержания центра или инструмента;
-
винтовой пары (винт + гайка), обеспечивающей перемещение пиноли вдоль оси вращения шпинделя;
-
маховика с ручкой для вращения ходового винта бабки;
-
ручек фиксации бабки на станине и пиноли в корпусе.
Все они объединены литым корпусом, надежно закрепленным на основании (мостике), нижняя часть основания крепится на направляющих станины, обеспечивающих осевое перемещение бабки. Как видно устройство задней бабки 16К20 достаточно просто, однако к узлу предъявляются жесткие требования по точности совпадения центров обеих бабок (шпиндельной и задней).
Удачная модель станка 16К20 (золотой медалист на Лейпцигской ярмарке 1972 года) – главный секрет его долголетия. Тем не менее, почти полувековая эксплуатация многих экземпляров приводит к неизбежному износу, как отдельных деталей, так и узлов в целом. К неисправностям, которым подвержена задняя бабка 16К20 в ходе эксплуатации, следует отнести износы и повреждения, касающиеся:
-
пиноли;
-
винтовой пары;
-
опорного подшипника винта;
-
нижней поверхности основания.
В первых трех случаях неисправность сопровождается появлением люфтов и как следствие снижением точности металлообработки. В ряде случаев в пиноли задней бабки происходит разбивание конуса Морзе. Устраняется методом замены новыми деталями. Особенно сложным и трудоемким считается устранение износа трущихся поверхностей основания, как правило, требующее шлифования, шабрения, иных манипуляций. Успехом их выполнения считается наличие специального оборудования, а главное опыта персонала.