Назначение и неисправности
В принципе
каретка тяжелого станка призванного обрабатывать крупногабаритные детали, конструктивно и функционально мало чем отличается от более легких аналогов. Основным отличием следует привести значительную массу узла, что в принципе объяснимо его назначением.
Каретка 1М65 и станков-аналогов предназначена для организации одного из основных движений токарного металлообрабатывающего станка – движения подачи в автоматическом и ручном режимах ?:
-
продольная подача способствует перемещению режущего инструмента вдоль оси вращающейся заготовки;
-
поперечная подача – под углом 90° к последней соответственно.
Своей нижней частью каретка или как ее еще называют, продольная подача скользит салазками по направляющим станины. В верхней части каретки, перемещаемой по поперечным направляющим, посредством поворотной плиты устанавливается суппорт (ползушка 1М65). Фактически каретка отвечает за перемещение резца, поэтому к узлу предъявляются весьма строгие требования.
В автоматическом режиме движения подач обеспечиваются вращательными моментами ходового винта и вала. Поступают они от
коробки подач, а за преобразование вращательного момента в поступательное движение каретки и суппорта отвечает фартук. Последний узел крепится во фронтальной части каретки и имеет с нею кинематическую связь. В ручном режиме движения подач обеспечивают:
-
штурвал фартука (продольная подача);
-
винт поперечной подачи, перемещающий верхнюю часть каретки.
В процессе интенсивной многолетней эксплуатации детали узла подвержены неизбежному износу. Причинами последнего могут выступать как объективное влияние естественных сил трения, так и пресловутый человеческий фактор. Последний может проявляться в низкой квалификации токаря, недостаточном уходе либо пренебрежении ТО.
На практике ремонт каретки 1М65 (1н65 или ДИП 500) может потребовать замены различных деталей (винтовой пары, подшипников, клина), однако зачастую требуется и более сложный объем работ. Как правило, это восстановление геометрии направляющих с применением шлифовального оборудования. Проводить такие работы следует в заводских условиях с привлечением высококвалифицированных специалистов. Только в этом случае гарантировано успешное восстановление узла.